Трубопроводная арматура представляет собой специальные устройства, устанавливаемые на резервуары или другое оборудование, при монтаже различных трубопроводов. Она предназначается для отслеживания и регулирования перемещения потоков рабочих сред ручным способом или в автоматическом режиме за счет корректировки размера площади сечения труб.

Арматура трубопроводная общетехнического назначения широко востребована в строительной, промышленной и других отраслях. Она используется для монтажа газопроводных, паропроводных и водопроводных магистралей.

Такие устройства бывают разных типов по функциональности, области применения, виду управления, конструктивным особенностям корпуса, методам фиксации, вариантам герметизации, разновидностям и назначению.

Классификация

По функционалу:

  • Запорная арматура - это вентили, заслонки, краны. Способствует перекрытию всего потока среды, перемещаемого в трубах.
  • Регулирующая арматура - это конденсатоотводчики, клапаны саморегулирующиеся и вентили. Предоставляет возможность в корректировке расхода, давления, напора и температуры вещества.
  • Предохранительная арматура - включает мембранные предохранители, перепускные и предохранительные клапаны. При превышении допустимых значений параметров она сбрасывает излишки веществ с помощью автоматического открытия клапана.
  • Защитная арматура - к ней относятся пневматические задвижки, клапаны отсечного и обратного действия. За счет нее происходит локальное или полное отключение трубопровода при аварийной ситуации.
  • Фоторазделительная арматура - воздухоотводчики, конденсатоотводчики, вантузы и маслоотделители. С помощью нее выполняется разделение рабочих сред в агрегатах на фазы автоматически.
  • Смесительно-распределительная арматура - это определенные краны-смесители. За счет нее выполняется объединение разных потоков в один или разделение общего потока на отдельные фазы с различным направлением.
  • Контрольная арматура - включает пробко-спускные краны, уровневые датчики. Способствует контролю поточного перемещения.

По сфере использования:

  • Промышленная - такая арматура монтируется на трубопроводах промышленного типа. Она производится серийно с расчетом на любой диапазон сечений труб и различные параметры рабочего давления.
  • Сантехническая - данная арматура устанавливается на подводных элементах к сантехническому оборудованию. К ней причисляются разные виды регуляторов, шаровых кранов, клапанов и вентилей.
  • Специальная - эта разновидность арматуры производится под заказ для выполнения работ в определенных условиях, к примеру, в экспериментальном трубопроводе.

Она бывает:

  • Пароводяная - располагается в отопительных, водопроводных, вентиляционных и паропроводных магистралях. Изготавливается с расчетом выдерживания различных параметров давлений и температурных показателей.
  • Энергетическая - относится к категории пароводяной трубопроводной арматуры. Однако она обладает более высокими рабочими показателями. Применяется для установки крупногабаритных паровых устройств, турбинного оборудования, действующего при режиме давления выше 300 атмосфер.
  • Газовая - такая арматура монтируется в трубопроводных магистралях с газообразными средами. Она отличается повышенной герметичностью.
  • Нефтяная - обладает максимальной устойчивостью к коррозийным проявлениям. Этот тип арматуры используется в трубопроводах, которые предназначаются для перемещения нефти и ее производных веществ.
  • Химическая - изготавливается из материалов с высоким уровнем стойкости к агрессивным щелочным и кислотным составам. Применяется в производственных химических системах.
  • Судовая - рассчитана для работы в различных положениях, при интенсивной качке, обладает отличной переносимостью агрессивного воздействия внешней среды (в том числе и морской воды). Применяется в судостроительной отрасли при прокладке трубопроводных систем речных и морских портов.
  • Резервуарная - комплектуется специальным соединительным патрубком. Данным типом арматуры оснащены многие емкости.

По типу регулирования и действия:

  • Автономная арматура - с работой в автоматическом режиме.
  • С приводом ручного типа.
  • С механической приводной системой.
  • С электроприводом.
  • С приводом пневматическим.
  • С электромагнитным приводным механизмом.
  • С дистанционно расположенным приводом.
  • С приводом гидравлическим.

По варианту конструкции корпуса:

  • Проходная арматура - вентили обладают корпусами с параллельными или соосными патрубками. Поток рабочей среды внутри такого устройства делает не менее двух поворотов. Корпус внизу укреплен ребрами жесткости, за счет чего он отличается высокой надежностью.
  • Смесительная арматура - используется для смешивания нескольких потоков в одном корпусе. По размерным параметрам и стоимости такие вентили аналогичны проходным. Их можно применять в роли разделительной арматуры. Вентиль обладает корпусом с конструкцией, рассчитанной на перемещение трех потоков.
  • Угловая арматура - вентили обладают корпусом, в котором патрубки расположены перпендикулярно между собой. Устройство устанавливается в местах поворотов трубопроводов. Такие вентили отличаются значительным гидравлическим сопротивлением, крупными размерами и весом.
  • Прямоточная арматура - вентили обладают корпусом с патрубками соосного типа и характеризуются прямолинейным перемещением потоков сред. При этом ось шпинделя размещается под определенным углом по отношению к проходной оси.

По типу соединений:

  • Приварной способ - подразумевает соединение труб друг с другом за счет выполнения сварочных работ. При этом обеспечивается хорошая герметичность. Стыки имеют небольшие размеры. Данный вариант является недорогостоящим, однако его обязан проводить только опытный специалист.
  • Фланцевый метод - это соединение, состоящее из нескольких пластин из металла, плотно прилегающих между собой за счет крепежа шпильками и болтами. Такой соединительный крепеж является прочным, надежным и способен выдерживать максимальный уровень давления. Он характеризуется прекрасной герметичностью, а также возможностью выполнения многоразового монтажа и демонтажа. Минус - трудоемкая установка и большая цена.
  • Муфтовый способ - данный вариант предполагает соединение труб путем накручивания одной из них на другую. Такой метод отличается несложным использованием, высокой герметичностью и прочностью соединений. Места стыков обладают стойкостью к повышенным температурным режимам и механическим воздействиям. Недостаток - необходимость прикладывания физических усилий при прикручивании гайки.
  • Штуцерный метод - арматурные детали плотно подтягиваются к резьбовой части трубы накидной гайкой. Этот вариант соединения отличается небольшой ценой и простым осуществлением процесса. Минус - трудности при применении на трубопроводах с большим диаметром труб.
  • Цапковый способ - обладает максимальной герметичностью за счет использования определенного уплотнителя. Данный вариант подходит для труб с незначительным параметром диаметра и трубопроводов с повышенным давлением.

По способу герметизации:

  • Мембранный - используется с целью уплотнения соединительных наружных деталей и элементов корпуса. С помощью него трубопровод надежно уплотняется в затворе.
  • Сальниковый - способствует уплотнению шпинделя с внешней стороны за счет сальниковой набивки. Устройство монтируется около подвижного шпинделя.
  • Сильфонный - по функциям аналогичен с сальниковым вариантом. Для уплотнения применяется сильфон и силовой элемент.

По используемым материалам:

  • Корпусные - сталь, бронза, свинец, латунь и чугун. Их подбор осуществляется в зависимости от условий использования арматуры и типа рабочих сред. Материалы обязаны обладать стойкостью к коррозии в применяемой среде и высокой прочностью к механическим воздействиям.
  • Уплотнительные - металлические, паронитовые, пластиковые, диафрагмовые и сальниковые. Они должны иметь высокий уровень сопротивляемости нагрузкам механического характера в ходе эксплуатации и несложную шлифовку.
  • Прокладочные - из них изготавливаются прокладки для уплотнения. К ним относится фторопласт и резина. Такие материалы должны хорошо переносить агрессивные среды, отличаться оптимальной текучестью и упругостью.
  • Герметизирующие - хлопчатобумажное сырье, стекловолокно, тальк, графит, асбестовый шнур и пенька. Они применяются для исключения риска утечек через корпусную крышку. Такие элементы должны обладать высоким процентом гидрофобности, термостойкости и упругости.
  • Смазочные - пластичные и твердые: уплотнительные, защитные и антифрикционные. Они предназначаются для уменьшения трения подвижных арматурных деталей. Данные материалы обязаны хорошо переносить температурные перепады и обладать невысоким параметром трения.

Разновидности трубопроводной арматуры

Выпускаются такие виды арматуры:

  • Задвижки - шиберные и клиновые. Применяются в местах, где размеры арматуры не играют большой роли. Такие детали обладают незначительной стойкостью к гидравлическим нагрузкам, небольшой длиной и множеством вариантов проходных диаметров. Они используются лишь как запорная арматура трубопровода. Их нельзя применять для частого осуществления закрывания и открывания.
  • Запорные клапаны - самый распространенный тип арматуры трубопроводной. Они управляют выбросами среды.
  • Шаровые краны - отличаются небольшими размерными параметрами и высокой герметичностью в затворе.
  • Затворы поворотные дисковые - обладают небольшой монтажной высотой, доступной стоимостью и несложным применением.
  • Клапаны обратные - предназначены для исключения обратного хода потока среды в трубопроводах и риска аварийных ситуаций.
  • Клапан байпасный - предназначен для автоматического выпуска избытка сжиженного газа, находящегося в трубопроводе после насоса через обратную линию в резервуар.
  • Клапан скоростной – это пружинный клапан, предназначенный для перекрытия протока жидкости в случае разрыва или значительного повреждения трубопровода, оборудования в насосном блоке. 

Назначение арматуры трубопроводной:

  • В нефтепроводных и водопроводных магистралях применяется стальная или чугунная задвижка.
  • В газопроводных системах используются шаровые краны с пневматическим приводом. Это способствует автоматическому регулированию арматуры.
  • Для подземных трубопроводов актуальны фланцевые шаровые краны, так как они обладают небольшими габаритами.
  • Для коксового и топливного газа в металлургической сфере применяются задвижки.
  • В нефтеперерабатывающей, а также нефтедобывающей отрасли используются шаровые краны и задвижки.
  • В водоводах с незначительным напором и крупным проходным диаметром применяются дисковые затворы поворотного типа.
  • В химической сфере обычно используются клапаны запорные.
  • На автозаправочных станциях (АЗС) и газозаправочных станциях (АГЗС) используется практически все виды арматуры (краны шаровые, клапаны байпасные, скоростные, обратные)
  • В битумном хозяйстве на АБЗ

Преимущества использования арматуры трубопроводной запорной:

  • Компактные размеры.
  • Несложная конструкция.
  • Возможность регулирования технологическими этапами.
  • Применение материалов с антикоррозийным покрытием.
  • Высокий уровень герметичности затвора.

Арматура для трубопроводов обязана обладать высокими эксплуатационными качествами и надежностью. При этом служебный период до ее списания должен составлять 25 лет, а до капремонта - 3 года.

Грамотный подбор технологии соединения арматурных элементов способствует долгосрочной эксплуатации трубопроводов любого назначения без аварийных ситуаций и необходимости проведения ремонта.



Компания ООО «Пензгидропром» занимается поставкой широкого спектра трубопроводной арматуры. В ассортименте краны шаровые, клапаны скоростные, обратные и байпасные для АЗС и АГЗС, битумные краны для АБЗ и для других сфер.

Если Вам нужна информация по трубопроводной арматуре или Вы хотите приобрести их, просим обращаться в коммерческий отдел Пензгидропром по электронной почте: info@pzgp.ru или по телефону +7 (8412) 29-41-57

Мы всегда на связи и будем рады ответить на все интересующие вас вопросы!